Початкова сторінка

Сергій Білокінь (Київ)

Персональний сайт історика України

?

Церковні історики

Сергій Білокінь

Губонін (Губонин) Міхаїл Єфімович (24 червня / 7 липня 1907 – 9 жовтня 1971), архівіст, археограф. Сам він казав: «Я – не историк, а только каталогизатор документов» (Губонин (1994), 1063). З юності готував багатотомну працю, присвячену Св. Патріархові Тихону й історії РПЦ, а також продовження словника архієреїв Пав. Строєва та єпархіальні списки архієреїв. 1930-33 засланий до Середньої Азії, а його перша збірка документів загинула. Звільнившись, він почав збирати історичні джерела заново. Видавці губонінської праці розповідають:

«О существовании этого, одного из самых крупных исторических архивов, собранных в условиях гонений на Церковь в ХХ веке, до сих пор знали лишь немногие самые близкие М.Е.Губонину люди, однако, замечательный труд частично уже использовался в литературе по новейшей церковной истории. В послесловии к книге Л.Регельсона «Трагедия русской Церкви», опубликованнной издательством YMCA-PRESS в 1977 г., протопресвитер Иоанн Мейендорф отметил, что она содержит «огромное количество неизвестных до сих пор фактов и документов».

Большая часть из них была взята из упоминаемого Л.Регельсоном в списке «Архива 1». Под именем «Архив 1» подразумевается рукопись М.Е.Губонина «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти», ставшей главной частью публикуемой монографии (sic). Эта рукопись после кончины Михаила Ефимовича по стечению обстоятельств в одной из машинописных копий попала в руки Л.Регельсона и была им использована в его весьма диссидентской интерпретации подвига новых русских мучеников и исповедников» [224].

Тв.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2 чч. / Сост. М.Е.Губонин. М.: Православный Свято-Тихоновский Боголовский Институт, 1994. 1064 с.: илл. (Материалы по истории Русской Православной Церкви). – Дж.: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. Кн. 2 (1998). С. (592).

Мануїл (Мануил; Віктор Вікторович Лемешевський, 18 квітня 1884, м. Луга Петербурзької губ. – 12 серпня 1968, Куйбишев), митрополит Куйбишевський і Сизранський, історик Церкви. Особисто близький до нього автор, згодом митрополит Санкт-Петербурзький і Ладозький Іоанн (Сничов) у присвяченій йому монографії оповідав:

«В его келии стояли ящички с многотысячными карточками еще не обработанного материала по церковной истории, по агиологиии, подвижникам благочестия и т.п. […] В 1946 году он приступил к литературным трудам. Нашлись местные и приезжие люди, изъявившие свое согласие быть его техническими работниками в научных трудах. Работа закипела бурным потоком. Помощницы разбирали и систематизировали исторический материал, а Владыка вносил известные коррективы и в целом руководил работой. Основной упор был сделан на биографии русских архиереев периода с 1897 по 1947 годы. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию проф.-прот. Савицкому и в Священный Синод.

Труд был признан полезным как справочник. Тогда же проф.-прот. Савицкий высказал свое пожелание автору, чтобы он этот труд расширил и, наряду с краткими биографиями, поместил литературные труды того или иного архиерея и подал бы работу в академию в качестве научного труда. Это дало повод святителю углубить свою работу и подготавливать ее к академическому изданию» (Иоанн (Снычев), Митрополит. Жизнь и служение Митрополита Мануила: Биогр. очерк. Самара, 1997. С. 235-236). І про перебування його у 1965-68 роках на спокої:

«Основной свой досуг он посвятил разработке магистерки на тему «Русские православные иерархи периода 1893-1965 гг.» К концу 1966 года святитель закончил свой труд и в начале 1967 года подал его в совет Московской духовной академии на соискание ученой степени магистра богословия. Совет академии принял работу маститого иерарха и назначил двух официальных рецензентов профессоров И.Н.Шабатина и В.И.Талызина и одного неофициального, архиепископа Минского Антония [Кротевича]. К сожалению, рецензенты так тянули время с отзывами, что за полтора года не смогли полностью рассмотреть труд митрополита, и святитель так и не дожил до искомой степени» (Там само. С. 312-313).

Сам церковний дослідник додає до цього такі відомості: «[…] я еще в 1947 году составил «Каталог русских архиереев обновленцев с 1922 по 1943 годы» и в 1948 году закончил «Каталог русских архиереев за последние 50 лет (1897-1947 гг.) […]» (Manuil, VI (1989), 173).

Тв.: Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922-1944 гг.) // «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / Сост. И.В.Соловьев. М.: О-во любителей церковной истории; Крутицкое Патриаршее подворье, 2002. С. 607-981. – Дж.: Иоанн (Снычев), митр. Жизнь и служение митрополита Мануила: Биогр. очерк. Самара, 1997. 319 с.; Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. Кн. 2 (1998). С. 374, 507.

Польський (Польский) Михаїл Афанасійович (6 листопада 1891, ст. Новотроїцька Кубанської обл. – 21 травня 1960, Сан-Франціско, шт. Каліфорнія, США), історик Руської Православної Церкви, протопресвітер. Син псаломщика. Закінчив Ставропольську духовну семінарію (1914), після чого був протисектантським місіонером. Рукопокладений 1920 у Катеринодарі. З 1921 навчався в Московській духовній академії до її закриття. 1923 ув’язнений у Бутирках. У 1924-26 перебував на Соловках, з 1929 засланий на три роки до Усть-Сисольська (Резникова Ирина. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. Санкт-Петербург: Мемориал, 1994. С. 94).

1930 нелегально перейшов персидський кордон. Спочатку перебував у Палестині під началом Владики Анастасія, 1938-48 служив настоятелем парафії у Лондоні. Був духівником Вел. Кн. Ксенії Александрівни, її синів і внуків. 1948 виїхав до США. Одержав призначення до Скорбященського собору, де служив при архиєпископі Тихоні. 1959 пішов на спокій. Автор низки засадничих праць про становище Православ’я в СРСР. Написав докладні спогади.

Тв.: Каноническое положение Высшей церковной власти в СССР и заграницей. Джорданвилль: Типография пр. Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря, 1948. 196 с.; Американская Митрополия и Лос-Анжелеский процесс: Ответ противникам мира церковного. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1949. 41 с.; Новые мученики Российские. Том I. Jordanville, N.Y., 1949; Том ІІ. Jordanville, N.Y., 1957; Очерк положения Русского Экзархата Вселенской юрисдикции. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1952. 32 с.; Американский раскол // Православная Русь. 1955. № 11. С. 8-11; Мученическая кончина архиепископа Иоанна [Поммера, 1876-1934] // Православная Русь. 1959. № 19. С. 5-6.

Дж.: Марія Иларіоновна, Кн. Къ юбилею о.Михаила Польскаго // Православная Русь. Jordanville, N.Y., 1955. 1/14 октября. № 19 (588). С. 6; Андреев И.М. Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресвитера о. Михаила Польского // Православная Русь. 1960. № 11. С. 4-7; Константин архимандрит. Памяти о. Михаила Польского // Православная Русь. 1960. № 10. С. 14; Последний земной путь о. прот. Михаила Польского // Православная Русь. 1960. № 11. С. 11; Зернов Николай. Русские писатели эмиграции. Boston, Mass.: G.K.Hall & Co., 1973. C. 104, 154-155; Отзыв митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, об исключительной важности труда протоиерея Михаила Польского «Положение Церкви в Советской России // Православный вестник. 1995. № 86. С. 7-8; Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. Кн. 1 (1997). С. 78; Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997 / Сост. В.Н.Чуваков. Том 5. М., 2004. С. 560.

Примітки

223. Білокінь С. Православні єпархії України 1917-1941 рр. // Історико-географічні дослідження на Україні: Зб. наукових праць. К.: Наукова думка, 1992. С. 100-120; Його ж. Київські ієрархи // Енциклопедія історії України. Том 4: Ка – Ком: Наукова думка, 2007. С. 274-278.

224. Губонин (1977). С. 1062-1063.